Претендент на «Оскар»: почему стоит увидеть «Суд над чикагской семеркой» и что нужно знать перед просмотром?
В октябре прошлого года на Netflix состоялась премьера биографической драмы Аарона Соркина («Большая игра»)– действие разворачивается в Чикаго 1968-го, где демонстрация против войны во Вьетнаме вылилась в стычки с полицией, а семерых участников беспорядков обвинили в заговоре против американского правительства. На момент премьеры большой популярности картина не снискала, зато сейчас о ней говорят все: «Суд над чикагской семеркой» получил номинации на «Золотой глобус» и предстоящий «Оскар» и стал лауреатом SAG Awards.
Для начала небольшая историческая справка: в 1968-м во время предвыборного съезда американских демократов в Чикаго начались массовые акции протеста. В основном они были против продолжения войны во Вьетнаме, за легализацию «Черных пантер» (леворадикальная организация темнокожих) и наркотиков, а организовывались политическими и контркультурными объедениями. Акции в итоге вылились в беспорядки, полиция применила силу, и ситуация вышла из-под контроля– в «Суде над чикагской семеркой», кстати, много документальных видео событий тех дней.
Лидерам протестных движений предъявляют обвинения, но из-за еще не прошедших выборов администрация президента Линдона Джонсона дело «заминает». Правда, ненадолго. Через полгода, при уже новом президенте Ричарде Никсоне, на скамью подсудимых попадают восемь человек: Эбби Хоффман, Джерри Рубин, Дэвид Деллинджер, Том Хейден, Ренье, Джон Фройнс, Ли Вайнер и Бобби Сил (лидер «Черных пантер», обвинявшийся в пересечении границ штатов в целях организации бунта). Последний требовал защищать себя самостоятельно или дать это сделать его адвокату(тот во время процесса находился в больнице) и называл судью расистом, свиньей и фашистской собакой. За это его связали, заткнули кляпом рот, приговорили к четырем годам тюрьмы за неуважение к суду и выделили дело в отдельное производство. Так «Чикагская восьмерка» превратилась в семерку.
Вообще, весь суд над обвиняемыми был похож на шоу– большая заслуга в этом Эбби Хоффмана. Он был из йиппи– членов Международной молодежной партии, выдвинувших в американские президенты свинку по кличке Пигасус. Во время процесса Хоффман отказался от своей фамилии, заявив, что она опозорена судьей (с той же фамилией), сказал, что он «сирота Америки», датой рождения назвал время «психологического прозрения»– 60-е, а об обвинениях сказал так: «В этой стране существуют миллионы законов. Мы намерены нарушить их все, включая закон всемирного тяготения». Остальные не отставали: вывесили флаг Южного Вьетнама рядом с американским или, например, отказались встать перед судьей после дикой сцены со связыванием Бобби Сила. В фильм, кстати, не вошли еще несколько интересных моментов с заседаний: как зал учили мантре «Харе Кришна» или как Джуди Коллинз пела в зале свои песни.
В остальном Аарон Соркин историю практически не переписывал, разве что в финале показал чтение имен погибших на войне (больше 4 000 человек), хотя в реальности это произошло еще где-то в середине слушаний. При этом «Чикагскую семерку» сложно назвать скучной– события часто выходят за пределы суда, раскрывают каждого участника процесса и не зацикливаются на одних только исторических фактах. Бонусом– отличный актерский состав: Марк Райлэнс, Саша Барон Коэн, Эдди Рэдмейн, Фрэнк Ланджелла, Джозеф Гордон-Левитт, Джереми Стронг, Майкл Китон и многие другие. Чем не идеальное комбо для «Оскара»?