Нужно учиться говорить про социальный спорт
Социальное проектирование в области спорта — тренд для нашей страны достаточно новый, но уже активно набирающий обороты. Общественное, «человеческое» измерение присутствовали в спорте всегда: спорт, физическая культура и социальная сфера неразделимы. В то же время мы только начинаем осознавать потенциал спорта как инструмента решения проблем людей и сообществ и учимся воспринимать спорт как особый социокультурный феномен.
Очевидное преимущество спорта перед любыми другими видами деятельности — это его доступность, ведь в той или иной форме физкультурой может заниматься в буквальном смысле каждый, причем в большинстве случаев положительный эффект от занятий гарантирован. Спорт традиционно ассоциируется с праздником, гордостью за любимую команду, положительными эмоциями, хорошим настроением. И, конечно, величие спорта ярко выражается в его объединяющей силе. За примером далеко ходить не надо: мы помним, как во время проведения Чемпионата мира по футболу мы все заговорили на языке футбола, болельщики, независимо от пола, возраста, цвета кожи, национальности или религии, хорошо понимали друг друга — часто без слов.
Кстати, это роднит спорт с культурой: спорт и культура могут служить ответами на социальные вызовы — точно так же, как и образование. Спорт, культура и образование — благо сами по себе. Однако если в образовании основным средством коммуникации является язык, то культура и спорт универсальны, способны менять оптику человека, влиять на его систему ценностей и взгляды на мир, преображать окружающую действительность без опоры на языковую коммуникацию. Парадоксально, что при этом рефлексия относительно спортивного социального проектирования в нашем обществе на сегодняшний день практически отсутствует.
Так сумеем ли мы научиться управлять спортом как мощным инструментом социальных трансформаций?
Безусловно, для многих лидеров и участников социальных спортивных движений использование силы и энергии спорта в решении вполне конкретных общественно значимых задач — это каждодневная практика, цель и смысл их деятельности. Таковы, например, разного рода благотворительные марафоны, сообщества любителей определенных видов спорта, проекты по реабилитации людей с зависимостями, адаптации и социализации людей с особенностями здоровья, инклюзивные программы. Важно подчеркнуть основополагающую роль социальной миссии в архитектуре подобных инициатив. В сущности, именно наличие у проекта миссии побуждает нас добавлять к слову «спорт» определение «социальный»: так мы подчеркиваем, помимо традиционной спортивной составляющей, еще и важный фактор социально ориентированного целеполагания.
Вместе с тем, существуют и организации, которые социальную декларацию пока не сформулировали. При этом нельзя сказать, что их деятельность не является общественно значимой, скорее наоборот. Этот феномен возвращает нас к проблеме недостаточной отрефлексированности социальной роли спорта в жизни общества: сегодня социальная функция спорта фактически остается саморегулируемой.
Положение социально-спортивной повестки в информационном поле во многом напоминает ситуацию с благотворительными проектами, которая существовала в России 20 лет тому назад. Про них тогда практически не писали в газетах и не рассказывали по телевизору, просто потому что не понимали, как и зачем про них говорить, кому это может быть интересно, кроме самих участников. Ведь сложный социальный проект — он далеко не всегда столь же ярок, как, например, фестиваль или праздник победы нашей сборной в каком-то крупном соревновании. В случае с социальным спортом все еще сложнее, ведь его повестка пересекается сразу со множеством других тем: с медициной, культурой, бизнесом, и т. п. В этой сфере сходятся интересы множества стейкхолдеров, а специальная платформа для обсуждения и взаимодействия у ключевых игроков отсутствует.
Про социальный спорт нужно учиться говорить — так же, как когда-то мы учились говорить про благотворительность. Сегодня появляется все больше оригинальных, интересных, ярких инициатив, и мы все дальше продвигаемся по пути понимания того, что их деятельность дает людям, территориям, обществу в целом.