Учёные из Утрехтского университета обнаружили фрагмент древней неизвестной плиты размером в четверть площади Тихого океана

Аспирантка геологического факультета Утрехтского университета Сюзанна ван де Лагемаат сделала открытие, которое связано с реконструкцией древней и ранее неизвестной тектонической плиты. Размер, по мнению учёных, однажды составлял четверть площади Тихого океана.

Источник изображения: pixabay.com
Исследователи отметили, это открытие связано с движением тектонических плит, при котором крупные древние океанические плиты могут опускаться под другие, что называется "субдукцией". Несмотря на то, что древние субдуцированные пласты часто скрыты под водой, они могут оставлять следы в подводных горных хребтах, где тектонические плиты смещаются и расплавленные породы выбрасываются на поверхность, образуя горные хребты.

Сюзанна ван де Лагемаат проводила исследования в районе Филиппин, где происходили подобные события. При этом она отметила: "Филиппины расположены на сложной пересеченной точке различных систем плит. Практически вся территория состоит из океанической коры, но некоторые области приподняты над уровнем моря, и в них можно наблюдать породы разных возрастов".

Анализируя данные о движении плит между Японией и Новой Зеландией на основе геологических данных, Сюзанна ван де Лагемаат обнаружила, что древняя плита, которая ранее находилась в этом районе, была гораздо больше, чем предполагалось. 11 лет назад группа исследователей обнаружила аномалии в сейсмических данных в вышеуказанной области, которые могли свидетельствовать о наличии древней зоны субдукции. Путём анализа образцов пород, взятых на Борнео, Сюзанна ван де Лагемаат с коллегами определила, что образцы не принадлежат известной плите.

"Изначально мы полагали, что эти образцы относятся к потерянной плите, о которой у нас уже были сведения. Но лабораторные исследования магнитных свойств этих пород показали, что находки имеют гораздо более северное происхождение и представляют собой остатки другой, ранее неизвестной плиты", — пояснила Сюзанна ван де Лагемаат.
Согласно результатам исследования, эта тектоническая плита простирается от южной части Японии до Новой Зеландии на протяжении 150 миллионов лет, а её остатки, получившие название "Pontus", также обнаружены на острове Палаван на Филиппинах и в Южно-Китайском море. Команда учёных призналась, что была поражена тем, что у них уже есть образцы этой плиты. "Одиннадцать лет назад мы думали, что остатки "Pontus" могут находиться на севере Японии, но с тех пор мы опровергли эту теорию", — сказал научный руководитель Сюзанны ван де Лагемаат Дуве ван Хинсберген.

При этом Дуве ван Хинсберген добавил: "Только после того, как Сюзанна систематически провела реконструкцию горных поясов "Огненного кольца" от Японии через Новую Гвинею до Новой Зеландии, предполагаемая плита "Pontus" была выявлена, и в неё входят изученные ранее породы на Борнео".

Источник: naked-science.ru