Петр Федоров: «Если бы я оказался в такой ситуации, как Алексей Маресьев, сразу бы помер»

19.12.2021
0
115

Режиссер Ренат Давлетьяров десять раз подряд повторил, что герой его фильма — не Алексей Маресьев и снят он не по мотивам «Повести о настоящем человеке» Бориса Полевого. И все-таки куда деваться: сюжет очень похож. Самолет Ил-2, которым управлял пилот Николай Комлев, подбит мессершмиттами и падает в заснеженном лесу. Комлеву предстоит пробраться к своим через местность, кишащую фашистами и волками. Он спасается, но потом ему ампутируют обмороженные ноги, и тем не менее он и с протезами вновь садится за штурвал.

На самом деле подобных историй — когда летчики после ампутации ног продолжали летать — в истории Великой Отечественной войны насчитывается как минимум девять, так что Комлев — собирательный образ (фамилии героев, ставших его прототипами, перечисляются в финальных титрах картины). Но все же именно Маресьев постоянно возникал в разговоре с Петром Федоровым, который очень здорово сыграл в «Летчике» главную роль.

«Без компьютерного мошенничества»

Самолет героя «Летчика» подбили, и он пробивается к своим сквозь полную опасностей тайгу. Фото: кадр из фильма
Самолет героя «Летчика» подбили, и он пробивается к своим сквозь полную опасностей тайгу. Фото: кадр из фильма

— Вам понравилась картина? — спрашивает Петр.

— Если честно, мне понравились там вы. А фильм можно описать математической формулой: «Повесть о настоящем человеке» плюс «Выживший», минус медведь, плюс волки, плюс фашисты. Ну и немного адаптированный финал из повести Бориса Васильева «В списках не значился». А у вас нет такого ощущения?

— Я стараюсь к этому легко относиться. Столько фильмов снято с момента изобретения кинематографа, что они неизбежно начинают друг друга напоминать. Я сам сейчас начал заниматься режиссурой, у нас это распространено и губит целые профессии. Режиссер монтирует свой фильм под известную музыку из чужого фильма, а потом говорит композитору: «Ну вот, давай напиши мне что-нибудь в этом роде!» И в итоге в кинозале ты слышишь откровенное подражание. Это убивает оригинальность художников. Но, как бы я ни сражался с таким подходом, сам не могу чем-то не вдохновляться. И бывает, что придумываешь какое-то решение, а потом осознаешь, что все равно где-то уже это видел… В случае с «Летчиком» главный вызов был снять сложный постановочный фильм, требующий огромной режиссерской смелости. Без опасности, без попыток совершить подвиг современное кино не работает.

— То есть вас вдохновил замах «Летчика»?

— Конечно. И еще то, как было решено снимать этот фильм — с настоящей техникой времен Великой Отечественной войны, в сложных погодных условиях, на морозе и в снегу, без компьютерного мошенничества. Снимать фильм про Великую Отечественную войну, изображая ее с помощью всяких виртуальных штук, — просто нечестно. Тут надо делать все по-настоящему.

— А если бы вы, Петр Федоров, оказались в такой же ситуации, как летчик Комлев…

— Я бы сдох. Я бы помер, не знаю… Герой картины — не Алексей Маресьев, но я много читал именно про него, даже иногда плакал. Вы знаете, что в мае 2001 года ему исполнилось бы 85 лет, должен был состояться его юбилейный вечер в Театре Российской армии, а он умер буквально за несколько часов до его начала? В его биографии вообще очень много интересного, это был человек с очень большим сердцем. И мне трудно было представить, как он прошел свой путь, описанный потом в «Повести о настоящем человеке». Понятно, что мы на съемочной площадке «играли в игрульки», но даже то, что туда привели настоящих волков, а они страшные, жмутся к земле, а к ним прибегали совсем дикие волки из леса, уже это добавило ощущение опасности. И ты вдруг понимаешь, что природа — это просто смерть для человека, она гибельна. А потом, естественно, примеряешь на себя эту историю и думаешь: «Нет, я бы так не смог».

Комедий Петр тоже не чурается - снялся, например, в нескольких «Ёлках». Фото: кадр из фильма
Комедий Петр тоже не чурается — снялся, например, в нескольких «Елках». Фото: кадр из фильма

— А те волки, которых привезли на площадку, были дрессированные?

— Ну как, скверно дрессированные. Они же дрессировке почти не поддаются, поэтому мы их и в цирке не видим в отличие от медведей или тигров. Понятно, что сцена драки постановочная, но когда я убегаю от них в кадре, это убегает не мой герой, это по-настоящему в ужасе бегу я сам.

— Ваш персонаж в какой-то момент обнаруживает во льду вмерзшую, но живую и бьющуюся рыбку, хватает ее и жадно ест.

— Ну да, пришлось ее съесть… Вынужденная мера (смеется). В книге Бориса Полевого Мересьев вообще съел ежа. Но есть ежа в кино было бы как-то странно. Ребята вморозили накануне в лед эту рыбу, потом сказали: ты долби лед, а потом будет монтажная склейка, ты будешь жевать уже другую, мертвую и засоленную. Я спрашивал: «А если я до рыбы все-таки доберусь?» Мне отвечали: «Не беспокойся, не доберешься, она там глубоко». В результате рыба выпала мне в руки с одного удара. Режиссер с другого берега орет мне: «Ешь ее, ешь!» Ну, мерзко, да. Но в принципе для кадра я готов на все.

«А зори здесь тихие…» прочел в 6 лет»

— Какие книги про войну вы читали в детстве?

— Была такая толстая юбилейная книга, изданная в 1985 году, к 40-летию Победы. Мне она в руки попала, когда мне было лет шесть, то есть году в 1988-м или 1989-м. И там было собрано много повестей: и Борис Васильев, и Виктор Астафьев… Даже не могу понять, как мне в шесть лет все это так заходило, но я читал все подряд, запоем. Я вообще много читал. Сейчас думал, что подарить своему крестнику на шестилетие. Решил подарить книги, которые любил в детстве сам, — купил «Остров сокровищ», «Маленького принца», «Тома Сойера»…

Федоров - частый гость шоу «Вечерний Ургант» (с Дмитрием Хрусталевым и Иваном Ургантом). Фото: Инстаграм
Петр Федоров — частый гость шоу «Вечерний Ургант» (с Дмитрием Хрусталевым и Иваном Ургантом). Фото: Инстаграм

— И «А зори здесь тихие…»?

— Нет, ну тут я уже решил его пока чуть-чуть поберечь. Но сам я был от этой книги под огромным детским впечатлением. Я несколько месяцев переживал из-за того, что их всех убили. А потом «Сотникова» Василя Быкова прочитал, а потом за Астафьева взялся… Кстати, «Повесть о настоящем человеке» Полевого я прочитал сильно позже и после Астафьева не был впечатлен.

У меня, наверное, уже стояла прививка настоящей военной литературой, после нее пропагандистская книга идет с большим скрипом. Тем более была еще опера Прокофьева по «Повести о настоящем человеке» с этими текстами арий: «Мама, мама, зачем теперь носки?..» Я все думал: бедный ты парень, что для тебя было труднее — 18 дней ползти по лесу или потом слушать эту оперу, отрабатывать всю сталинскую программу по пиару героизма?

— Мне доводилось слышать мнение, что вам на пятки уже наступают молодые актеры вроде Юрия Борисова или Александра Кузнецова. У вас нет актерской ревности?

— Это просто новое поколение, новая волна. Другой вопрос, что из всего поколения опять выделяется всего несколько человек — вроде того же Юры Борисова, у которого было пять фильмов на последнем «Кинотавре». А где его актеры-ровесники — непонятно… Я очень радуюсь здоровой конкуренции, которой в нашем мире все меньше. И за молодых актеров я очень рад, у меня нет зависти, разве что какой-то спортивный азарт — но он должен скорее вдохновлять.

— Вы сказали, что сейчас пробуете себя в качестве режиссера и сценариста.

— Для актера возраст в районе сорока — прекрасный период, не случайно в этом возрасте Джордж Клуни, Брэд Питт и многие другие начали становиться режиссерами или продюсерами, искать материал, сами себя снимать, делать с собой революционные вещи… Кто другой запустил бы их в эти эксперименты? И для меня сейчас начинается самое интересное, самое опасное, самое сложное, самое честное — или самое лживое.

Мне хочется делать хорошее зрительское кино — и при этом авторское, с правильными смыслами. Раньше я снимал короткометражные фильмы, сейчас хотел снять полный метр, но в итоге будет сериал для одной из центральных платформ. Пока не могу о нем говорить, но это будет рассказ о современных людях, которые ищут сами себя.

Самоидентификация — сложная и опасная вещь, и у меня ощущение, что сейчас мы словно запрещены сами себе: российское зрительское кино почти не говорит со зрителем о современности. А из-за того, что рынок переполнен заказами на исторические картины, мы начинаем невольно искать себя в людях из прошлого.

— «Аванпост» в прошлом году был очень популярен во Франции, «Спутник» выстрелил в США. Вам не поступало после этого предложений сниматься в иностранных фильмах?

— Ну, периодически что-то бывает, но в данный момент — не могу похвастаться. К тому же у меня нет амбиций куда-то сбегать.

— А всемирная слава?

— Нет, мне славы достаточно. Мне очень хочется получить опыт работы с зарубежными коллегами, но творить надо только в России. Творить и прорубать зарастающий культурный коридор. Я как гриб — расту здесь и здесь чувствую всю силу.

Смотрите также

Еще больше интересных роликов на нашем YouTube-канале.

Теги к новости:
Комментарии
Добавить комментарий

Добавить свой комментарий:
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Это код:
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
Введите сюда:
Похожие новости:

09.05.2021
Сегодня мы празднуем 72-летие победы в Великой Отечественной Войне. В такой особенный день обязательно нужно посмотреть хотя бы один

05.09.2018
Скандально известный режиссер Алексей Учитель снимет фильм о фронтмене группы «Кино» Викторе Цое. Самого музыканта не будет в ленте: фильм

14.03.2018
Режиссер фильма «Звездные войны: Последние джедаи» Райан Джонсон рассказал, что Россия пыталась повлиять на сюжет картины.Об этом

04.06.2020
Девятого июня в Сочи стартует 30-й ежегодный фестиваль «Кинотавр». В смотре этого года ну очень много интересных проектов (читай

18.08.2018
Один из актеров фильма начало - Майкл Кейн - сообщил о том, что же произошло в финале картины. По его словам, для

27.04.2021
В Сети обсуждают поступок немецкого шок-рокера, исполнившего хит времен Великой Отечественной войны.Более 2 млн просмотров набрал на «Ютьюбе

06.10.2021
Режиссёр Алексей Учитель признался, что подготовил с дочками для Юлии Пересильд сюрприз, который передал сотрудникам «Роскосмоса». Находясь на МКС, актриса

15.02.2021
Сегодня- первый день проката самой долгожданной картины года – «Лед-2» Жоры Крыжовникова. Съемочная группа фильма сделала подарок своим зрителям и

14.04.2021
Netflix заключил с российской студией1-2-3 Production контракт на экранизацию современной версии романа Льва Толстого«Анна Каренина». Ранее студия

15.01.2017
В Сети появился клип «Вспоминай обо мне, когда пойдет дождь» по мотивам фильма «Викинг».

28.04.2020
Алексей Воробьев32-летний Алексей Воробьев, по праву заслуживший звание секс-символа отечественного шоу-бизнеса, все еще ходит в холостяках. Построить

07.05.2021
Никто не забыт, ничто не забыто: накануне великой даты знаменитости рассказали PEOPLETALK о родственниках, принимавших участие во Второй мировой войне

26.05.2020
Николай ДобрынинВот уже больше 10 лет Николай Добрынин перевоплощается в добродушного сельского выпивоху Митяя, образ которого сразу полюбился зрителям. Кум

28.03.2020
Алексей Панин, российский актер, известный своими скандальными выходками и высказываниями, признался в употреблении запрещенных веществ. Такое заявление Алексей Панин сделал

04.09.2018
Киностудия Sony Pictures выпустила трейлер экранизации фильма «Заповедник» режиссера Анны Матисон. Его сняли по мотивам одноименной повести Сергея Довлатова.Сценаристы

23.03.2018
Певец Алексей Глызин стал гостем программы «Мой герой» с Татьяной Устиновой. Исполнитель откровенно рассказал, что чуть не загубил свое будущее

26.05.2020
21 мая был официально представлен первый трейлер предстоящей громкой премьеры – нового триллера режиссера Кристофера Нолана «Довод». Исполнитель главной роли в

05.10.2021
Москва, 2 октября - АиФ-Москва. Ветеран Великой Отечественной войны Михаил Серебряков стал победителем четвертого сезона шоу «Голос 60 », который транслировался

выбрать фон