Людмила Улицкая высказалась об обвинениях в плагиате в свой адрес
Российская писательница Людмила Улицкая прокомментировала обвинения в плагиате, выдвинутые против нее 14 марта в Сети другим литератором — Натальей Рапопорт. Об этом стало известно ridus.ru.
Писатель и микробиолог Рапопорт утверждала, что более известная коллега присвоила себе авторство материалов, подготовленных ей для киносценария, и выпустила их под своим именем в «Редакции Елены Шубиной» без каких-либо ссылок на нее.
Для меня ее больше не существует, — заявила ridus.ru Улицкая.
От более подробных комментариев к истории о возможном плагиате писательница отказалась.
Ранее Рапопорт утверждала, что «доверчиво вступила «в творческий контакт» с Людмилой Улицкой в 1987 году по рекомендации литератора-диссидента Юлия Даниэля. В то время она работала над киносценарием по запискам своего отца — патологоанатома Якова Рапопорта о борьбе медиков и НКВД со вспышкой легочной чумы в Москве в 1939 году, но нуждалась в помощи более опытного писателя.
По словам Натальи Рапопорт, Даниэль предложил ей поработать с Улицкой, посещавшей семинар сценаристов. Поначалу совместная работа шла нормально, но Наталье пришлось прерваться на два месяца — ее направили в научную командировку за рубеж. А по возвращении она узнала, что соавтор предложила сценарий кинематографистам без нее.
Оказалось, что сценарий уже в работе с режиссёром Андреем Разумовским, но в авторах сценария нет моей фамилии. Это был мой первый в жизни сердечный приступ и первое предательство человека, которого я числила в друзьях. Улицкая предложила мне две тысячи рублей «отступного» — довольно большие деньги по тем временам — чтобы «выкупить» сценарий. Я сочла это оскорбительным не только для меня, но и для папы, — сообщила писательница на своей личной странице в Facebook.
После того, как Рапопорт сообщила об этой истории Разумовскому и председателю Союза кинематографистов СССР Элему Климову, сценарий был снят с производства. Но по словам писательницы, Улицкая решила вновь опубликовать ее текст под своим именем.
Недавно Улицкая опубликовала этот сценарий — опять без моей фамилии как соавтора — на аудиодиске и в своей книге, в издательстве Елены Шубиной. В обеих публикациях ошибочно указана начальная дата создания сценария -1978-й год. На самом деле я познакомилась с Улицкой, поделилась с ней своей повестью и сотрудничала с ней в 1987-м году. Она, кстати, в своих многочисленных интервью не отрицает, что «узнала эту историю от дочери патологоанатома, принимавшего участие в тех событиях», но вся остальная история создания сценария в её изложении — сплошной вымысел, — добавила Наталья Рапопорт.
В социальных сетях начались горячие споры об авторстве «чумного» сценария. Многие пользователи встали на сторону Улицкой, считая, что Рапопорт должна быть ей благодарна за помощь или что писательница просто запуталась в фактах и датах.
«Жаль, что фильм так и не сняли, это было важнее личных амбиций и обид. Вы сами обратились за помощью к сценаристу».
Но и у Натальи Рапопорт нашлось немало сторонников — среди них такие известные лица, как поэт Игорь Иртеньев, поэтесса и журналистка Алла Боссарт.
Если бы я не знала Наталья Яковлевну настолько хорошо, я не стала бы ввязываться в это дело. Но у меня нет сомнений, что все, рассказанное ею, правда. Тем более, что она владеет совершенно неопровержимыми доказательствами своей честности. Хочу, чтобы прежде, чем спускать на Наталью Рапопорт (как мы любим и умеем) хорошо натренированных собак за покушение на доброе имя совести нации, вы попытались бы разобраться, что к чему, — заявила Боссарт.
Недавно героиней плагиаторского скандала стала певица Земфира. Обложку последнего альбома звезды русского рока «Бордерлайн», вышедшего в цифровом формате 26 февраля, назвали срисованной с обложки сингла музыканта из Нью-Йорка Лео Луганского Brdrline, вышедшего в 2019 году.