Тынис Мяги: «Я благодарен судьбе, что смог спеть про Олимпиаду-80»
40 лет назад в Москве проходили XXII Олимпийские игры. Всю неделю «Ретро FM» отмечает юбилей ярчайшего события эпохи. Каждый день в эфире главной ностальгической радиостанции страны – легендарные очевидцы грандиозного спортивного праздника.
Это не только олимпийские чемпионы, но и артисты, спевшие знакомые каждому хиты, которые тогда звучали на всех стадионах СССР. Одним из первых на «Ретро FM» побывал редкий в наших краях гость – знаменитый на весь Союз эстонский певец Тынис Мяги, исполнитель неофициального гимна Олимпиады-80.
Спал по 4–5 часов
– Что вам самому больше всего запомнилось?
– Надо же, 40 лет прошло – очень быстро летит время! А кажется, будто всё это было вчера. Как сейчас помню, всё время светит солнце, везде много людей, все улыбаются… Я приехал в Москву со своим ансамблем, давал в Олимпийской деревне по два концерта в день. А вечером ещё встречи – с музыкантами, спортсменами. Спал по 4–5 часов, потом снова в бой.
– Почему для песни про «олимпийский огонь золотой» выбрали именно вас?
– Это лучше спросить у композитора Давида Тухманова. Остаётся только догадываться. Может, потому что я пел с небольшим акцентом да и на обложке пластинки выглядел как гость с Запада, а не советский человек: босиком, в синих джинсах и какая-то странная куртка, электрогитара…
– То есть наверху решили с вашей помощью показать всему миру нашу дружбу народов?
– Да, думаю, выбор был неслучайный. Хотя записали мы «Олимпиаду-80» ещё за год до Олимпийских игр, летом 79-го. Я до сих пор благодарен за это судьбе. Песня изумительная, искренняя. Давид Тухманов вообще создал фантастические мелодии с очень красивыми аранжировками. Они до сих пор не стареют. Как классическая музыка.
Хотелось выделиться
– Сейчас уже можно признаться: вас как исполнителя гимна Олимпийских игр вызывали в КГБ для инструктажа?
– К счастью, нет. Я думаю, они меня проверяли как-то по-другому. Хотя вряд ли во мне кто-то мог видеть врага – просто обыкновенный искренний человек, который чуть-чуть умеет петь…
– Ну особые привилегии наверняка были: талоны на питание, личный водитель, бесплатные «проходки» на соревнования?
– Свой водитель у меня действительно был. Была и возможность везде попасть, всё увидеть. Вопрос: где взять время? Мы много работали, выступали... Не поверите – ни одного соревнования посмотреть не удалось. Вот кормили нас и правда хорошо. Хотя спустя столько лет уже не помню, кто платил. Но, кажется, это был не я. А жили мы в самом центре Москвы, напротив Кремля – у меня был номер люкс в гостинице «Россия».
– Советская публика вела себя очень сдержанно, артисты тоже. А вы выглядели и двигались на сцене совершенно иначе. Трудно было идти против течения?
– Тогда ведь все выступали в одинаковой униформе: чёрный костюм, бабочка. И мне хотелось найти новый стиль, выделиться. Я сам придумал свой образ – не слишком яркий, слегка спортивный. Белые брюки и немного клоун, такой Олег Попов. Девушкам нравилось!
...и плёнку зажевало
– Правда, что вы никогда не пели под фонограмму?
– Была однажды смешная история. Кажется, в Новокузнецке в начале 80-х. Неожиданно у меня совсем пропал голос, а билеты раскуплены – всё забито, народа полный зал. Тогда организаторы нашли какую-то плёнку с концертной записью и включили её. Куда деваться – стал открывать рот. И вдруг эту плёнку зажевало, звук пошёл такой… Ну знаете… Его ни с чем не спутаешь. Как же мне было стыдно! После этого случая я больше никогда под «фанеру» не пробовал.
– Спустя много лет, в 2013-м, вы вернулись в Россию и спели на фестивале «Легенды Ретро FM» в том самом СК «Олимпийский», построенном к XXII Играм в Москве. Испытали ностальгию?
– Да, это были невероятные ощущения! Мой последний большой концерт в СССР состоялся 35 лет назад. И вдруг снова огромный стадион, десятки тысяч зрителей. Честно, я не ожидал, что люди помнят меня и мои песни и даже готовы подпевать: «Спасите, спасите, спасите!», «Любимый мой дворик», «Остановите музыку»… Это большое счастье, откровенно говоря!