«Остров» Израиль, или Как происходит репатриация
Есть такие репатрианты, которые приехали в Израиль, пожили здесь какое-то время и уехали, вернувшись в страну исхода, пойдя по пути наименьшего сопротивления, либо двинули куда-то дальше. Сегодня это случается гораздо реже, чем в начале 90-х, когда репатриировался я. Тому есть две причины.
Во-первых, сократился разрыв между Израилем и странами первого мира, Соединенными Штатами Америки. Разница по-прежнему есть, но не такая большая, как 30 лет назад. И еще мы, слава Богу, живем в эпоху открытой информации, теперь уже нет никаких эмиссаров, которые раньше приезжали в Советский Союз из Израиля и рассказывали нам сказки про страну, текущую молоком и медом, а потом, по приезде, мы выясняли что Израиль — это вовсе не рай на земле. Именно поэтому многие из тех, кто когда-то репатриировался одновременно с нами, были разочарованы и уехали из Израиля.
Сегодня уже нет людей, которые едут в Израиль с «закрытыми глазами», не понимая, что их там ожидает, потому и покидающих Израиль не так много. Есть, конечно, те, что переезжают вот так сразу, как мы 30 лет назад, одним рывком, но их сегодня значительно меньше, и, возможно, вообще меньшинство. Я считаю, что так и должно быть, не вижу ничего предосудительного в том, что люди переезжают постепенно. И вполне логично, что первый этап на пути к их постепенному переезду — это получение гражданства, которое превращает теорию в практику, а надежду — в реализацию.
Вы приехали в Израиль, получили израильское гражданство, вам надо где-то жить, на что-то жить. Израиль — это особая страна, это остров, и, хотя на уроках географии учат иначе, но израильские банкиры вам подтвердят: мы на острове. В Израиле банков пять с половиной, не тысяч — единиц. И они комфортно себя чувствуют, у них большие прибыли, и они очень боятся регуляторов американских, европейских. Поэтому даже если вы гражданин, ввести деньги в израильские банки, мягко скажем, совсем не простая история. Но если вы не гражданин — то это почти нереально. И в обратном порядке эта схема не работает: давайте мы сначала переведем в Израиль деньги, получим гражданство и только потом переедем и будем на них жить — скорее всего, де-факто так не получится. Поэтому порядок должен быть таков: вначале вы идете к консулу, получаете подтверждение, что действительно можете претендовать на гражданство, оно называется виза репатрианта. Репатриировались — получили гражданство. Да, на какое-то время, возможно, вернулись в Россию, продали квартиру для того, чтобы в дальнейшем сделать первый взнос на покупку квартиры в Израиле. Сегодня в Израиле квартиры дороже, чем в Москве, как ни странно. У вас, возможно, есть бизнес, который, наверное, может существовать в некоем автономном режиме, если на то есть причина. Если вам репатриироваться в Израиль не дают, то этой причины, соответственно, нет. Поэтому мы, в отличие от консулов, видим, может быть, не все целиком, но куда большую часть процесса наших клиентов-репатриантов. И далеко не все из них, получив визу 1 января, уже 2 января или даже 1 июля (а виза действует 6 месяцев) переезжают всей семьей в Израиль. А вот за год-два или три очень многие, завершив в стране исхода все необходимые дела, в Израиль перебираются.