Как не стать жертвой мошенников в интернете: новые схемы обмана и способы их распознать
pixabay.com
Как обманывают пользователей?
Столкнуться с мошенничеством можно на ресурсах, имитирующих сайты интернет-магазинов и банков, туристических фирм. В некоторых случаях пользователя просят внести предоплату за товар или услугу и таким образом получают от него деньги напрямую, в других — недостоверный сайт используется только для сбора платежных данных.
По данным Тинькофф, на покупки в интернете сегодня приходится 6% от всех случаев мошенничества в России. Причем с начала года их количество выросло на 16%. При покупках в интернете самый популярный метод мошенничества — запрос предоплаты за несуществующий товар, на него приходится 90% случаев. Средняя сумма, которую пользователи теряют на таких операциях в 2020 году — 8 900 рублей.
pixabay.com
На фоне развития эпидемии коронавируса в этом году начал набирать популярность другой вид онлайн-мошенничества — подмена платежной формы. В этой схеме мошенники копируют платежную форму известных сервисов, а клиент, не подозревая, вводит данные, которые аферисты автоматически подставляют в перевод с карты на карту. Таким способом злоумышленникам удается получить с карт своих жертв в каждом случае в среднем около 7 000 рублей.
Самым прибыльным с точки зрения среднего чека способом фрода остается фишинг — рассылка сообщений в социальных сетях и электронных писем, имитирующих сообщения от известных брендов. Собирая при помощи таких писем персональные данные, мошенникам удается украсть в среднем порядка 12 000 рублей.
Авито старается помочь пользователям в это неопределенное время. Например, обезопасить пользователей при получении заказа и оплате на сайте, у компании есть услуги бесконтактной доставки и безопасных платежей.
Также Авито блокирует объявления, содержащие спекуляцию на теме пандемии коронавирусной инфекции, в том числе и предложения о продаже специальных пропусков на время действия режима повышенной готовности, курьерской формы, а также услуги по аренде домашних животных.
pixabay.com
Как не попасться?
✅ Никогда и ни при каких обстоятельствах не раскрывайте реквизиты посторонним лицам
Никогда не давайте никому данные карт, коды подтверждений из смс и электронных писем. А если все же случилось так, что деньги с карты списались, решайте вопрос непосредственно с банком (и только с ним!), обратившись в него напрямую.
✅ Будьте осторожнее с предоплатой
Автоматизированные системы, администраторы и модераторы зачастую не могут отследить абсолютно все мошеннические объявления. Ежедневно появляются новые схемы обмана пользователей. Под видом обычного объявления может скрываться недобросовестный продавец, который может попытаться вас обмануть в момент оплаты. Зачастую такие продавцы выставляют в своем объявлении крайне выгодную цену, чтобы привлечь как можно больше интересующихся. В переписке (или на звонке) с продавцом может выясниться, что он просит предоплату. Не соглашайтесь на предоплату, скорее всего, это обман.
✅ Старайтесь договариваться о бесконтактной передаче товара при доставке
Во время пандемии все сервисы доставки перешли на бесконтактную доставку для сокращения рисков. Позаботьтесь и о себе, и о курьере или продавце, который будет доставлять товар, заранее договоритесь с ним о таком способе передачи товара. Профилактика никогда не будет лишней.
✅ Жалуйтесь на мошенников
Жалуйтесь на мошенников на торговых интернет-площадках как в банк, так и в сам сервис, где это произошло, и на фальшивые сайты, копирующие интернет магазины. Этим вы поможете как можно скорее устранить недобросовестных продавцов с площадок и мошенников с фишинговыми ссылками из интернета, чтобы другие пользователи не обманулись.
pixabay.com
✅ Пользуйтесь только своими устройствами
Старайтесь использовать только личные смартфон, компьютер, планшет с надежными паролями, известными только вам. Также при совершении покупок в интернет-магазинах и использовании услуг онлайн-банкинга избегайте общедоступных компьютеров и сетей библиотеках, кафе, отелях и т.п., так как вредоносные программы, установленные на таких устройствах, могут перехватывать интернет-трафик и записывать ваши данные (включая пароли) для дальнейшего использования.
✅ Не кликайте на сомнительные ссылки
Не переходите по баннерной рекламе, ссылкам из электронных писем, из сообщений в чатах и соцсетях от незнакомых людей, однако, также настороженно относитесь к ссылкам, присланным знакомыми — мошенники могут взломать их аккаунты и попытаться таким образом получить доступ к вашим данным. В таких случаях лучше перестраховаться и уточнить параллельно в другом мессенджере, соцсети или по телефону у знакомого, от которого пришла ссылка, отправлял ли он что-то, и что конкретно.
✅ Будьте внимательны с URL-адресами сайтов
Во-первых, желательно выбирать уже известные, зарекомендовавшие себя интернет-магазины и сервисы, и изучить отзывы о них. Во-вторых, проверяйте значок замка в браузере и адрес сайта, который должен начинаться с https:// (именно буква s (secure) показывает, что сайт защищен). Еще одним действенным способом дополнительной защиты при переходе на сайт станет самостоятельное введение URL-адреса сайта в строку поиска, так как зачастую мошенники используют очень похожие адреса с идентичными страницами.
✅ Заведите отдельный электронный адрес
Для внесения данных на сайтах интернет-магазинов стоит завести отдельный ящик, это поможет понять, какие конкретно сообщения и по какой операции вам придут, и не спутать их со спамом.