Чёрное золото: игра на вылет
Мой прогноз — его я изложил в предыдущем материале - оказался недалёк от истины. «Великий» Рыжий Трамп подобрал перчатку, брошенную саудовским наследным принцем (лучше бы он этого не делал !), но ответил в своём духе: приказал «бензоколонкам» — России и Саудовской Аравии — сократить добычу нефти аж на 10 млн. баррелей (примерно столько каждая из них и добывают). При этом пригрозил им повысить импортный тариф на ввоз их нефти в США в случае непослушания и объявил, что сама Америка ничего сокращать не собирается.
Путин (надо сказать, очень грамотно) ему подыграл, сказав под телекамеру, что ситуация серьёзная, надо проявить ответственность и сократиться на 10 млн. баррелей, а то и больше, и Россия готова к переговорам, но с участием всех нефтедобывающих стран. Начались тараканьи бега мировой дипломатии, нефть выстрелила вверх на оптимизме, мир затаил дыхание.
Но давайте посмотрим, на что это похоже в грубых цифрах и фактах:
Кто у нас главные по нефти? Ответ: ОПЕК, Россия, Норвегия, Канада и… США. Саудовцы — главные в ОПЕК, и твёрдо говорят, что без всех остальных они резать себе вены точно не будут. Россия по сути говорит то же самое. Канадцы вроде готовы говорить про сокращение — а куда им, беднягам, деваться? У них себестоимость высокая, а качество низкое, нефтяные пески в Атабаске уже наполовину встали. Неразговорчивые норвежцы, разговорились — они-то нефть с морских платформ добывают, себестоимость там тоже - как из пушки. Молчит только «Великий» Рыжий Трамп.
Саудовская Аравия за последнее время добыла чуть меньше 10 млн. баррелей. С апреля она грозилась увеличить добычу до 12,5 млн, так что сократить добычу на 2,5 млн, которые пока существуют только на словах, и ещё на 1,5 млн. реально добываемых баррелей ей будет легко. Это — уже 4 миллиона.
Остальные страны ОПЕК в общей сложности добывают около 15 млн. баррелей и будут готовы сократить добычу на 10 — 12%, то есть — порядка 2 млн баррелей.
Норвегии и Канаде придётся, скорее всего, сократить по 0,5 млн. баррелей
Россия в последнее время добывала чуть меньше 11 млн. баррелей, и ей придётся сократить 1−1,5 млн. «Отдай, не греши». Большего сокращения мы не можем позволить себе чисто технически — в противном случае может встать вся система нефтедобычи.
То есть в сумме все названные страны могут сократить добычу нефти на 8 — 8,5 млн. баррелей. А остальные 1,5 — 2 млн., чтобы «добить» до искомых 10, о которых говорит Трамп? Напрашивается ответ: их сократят сами же США, которые вышли в прошлом году в чемпионы мира по нефтедобыче. Это и есть та перчатка, которую саудовцы (с молчаливой подачи русских) и бросили американцам.
По сути, Трамп сам себе вырыл яму, в которую теперь и свалился либо вот-вот свалится. Во-первых, антимонопольное законодательство США не оставляет ему возможности присоединиться к картельному сговору с ОПЕК . В США совсем иная структура нефтегазового сектора, чем везде — там этим занимаются более девяти тысяч компаний, в основном мелких и средних, а первая десятка крупных осуществляет не более 30% национальной добычи. Приказать им сократить добычу практически невозможно.
Тем временем американские сланцевики уже начали падать: Whiting Petroleum, Chesapeake Energy (а это одно из крупнейших предприятий в сланцевой индустрии) — уже в банкротстве, такая же участь может постигнуть и других игроков, на которых в общей сложности приходится 80 млрд долл. выданных банками кредитов и почти 1 млн. занятых в отрасли избирателей. И, похоже, хорошего решения для этой ситуации нет.
Напечатать, как предлагал Стивен Мнучин, министр финансов США, ещё 20 млрд долл., и заливать избыточную американскую нефть в госрезерв США не получится: технические характеристики американских резервуаров госрезерва более чем на 60% могут принимать только обычную нефть — а закачивать туда нужно прежде всего именно сланцевую.
Ввести заградительные тарифы на ввоз российской и саудовской нефти в США — тоже плохая идея. Многие НПЗ в Америке не смогут работать на американской нефти — они «заточены» на переработку импортного сырья (венесуэльского, мексиканского, арабского, нигерийского), их перенастройка — это время и деньги. Кроме того, больше всего импортной нефти в США поступает из Канады и Мексики. На Саудовскую Аравию приходится не более 6% нефтеимпорта, а доля российского сырья — вообще мизерная.
Но главное даже не это. Если произойдёт дипломатическое чудо, «Великий» Рыжий Трамп наступит на горло собственной песне, и в конце недели будет объявлено о совместном (с участием США) сокращении добычи на 10 млн. баррелей в день — это ничего не изменит.
В апреле, мае, июне коронавирус неизбежно сократит мировой спрос на нефть на 20−30 млн. баррелей в день, и пока вирусные карантины не закончатся, пока люди во всем мире не сядут в свои машины, не полетят самолеты, не запустятся снова заводы — он не начнёт расти. И, увы, можно прогнозировать, что восстановление нормальной жизни будет происходить мучительно медленно и неравномерно во всех странах мира. Иными словами, даже в самом радужном варианте сокращения нефтедобычи на 10 млн. баррелей, в мире останется избыток предложения в 10−20 млн. баррелей нефти, которые просто некуда будет сливать: существующие резервуарные мощности будут доверху залиты уже в конце мая, и придётся консервировать скважины.
В этих условиях, цена на нефть должна быть в диапазоне 10−20 долл. за баррель, выше ей двигаться некуда. Это полный апокалипсис для сланцевой отрасли в США; это значит, что такие страны, как Алжир, Нигерия, Ангола, Габон, Мозамбик, Кот д’Ивуар, Азербайджан, Мексика, Ирак и другие лягут плашмя и побегут в МВФ за кредитами; страны Персидского залива будут вместе с Россией усиленно «палить» золотовалютные резервы; и будет много других, совершенно неожиданных последствий для мировой экономики.
…Пока готовился этот текст, Министерство энергетики США (US DOE) опубликовало прогноз, согласно которому добыча нефти в США упадёт на 2 млн. баррелей в день в 2020 году, и не вырастет до конца 2021 года. По сути, это прямое послание и нам, и саудовцам перед переговорами в четверг: «Ребята, нам нет необходимости самим себе делать добровольную кастрацию — оно само увянет». Похоже, именно так оно и есть — прогноз US DOE означает, что с этого года Америка снова станет нетто-импортером нефти, и речи об экспансии американской сланцевой нефти на европейские и азиатские рынки больше быть не может ни в этом, ни в следующем году.
Это — неплохо, и по факту это именно то, чего добивались саудовский наследный принц вместе с большевиком Сечиным. Теперь осталось утрясти множество технических деталей между нами и саудовцами. Например, с какого объема саудовцы будут сокращать добычу — с бумажных 12,5 или с реальных 10-и млн. баррелей? Пойдёт ли в зачёт русский конденсат? И т. д. Но это уже технические вопросы, которые можно решить при наличии политической воли …