Победил всех на поле, но не смог победить рак. Лев Яшин – лучший вратарь XX века
Лев Яшин — знаменитый вратарь, выступавший за московское «Динамо» и сборную Советского Союза. Талант футболиста признал весь мир: Яшин стал единственным в истории голкипером, удостоившимся «Золотого мяча».
Гладко все сложилось и в личной жизни спортсмена: 35 лет он был счастлив рядом с избранницей Валентиной. Супруги воспитывали двух дочек, проводили свободное время на даче и природе. Жена терпеливо ждала Льва Ивановича со сборов и поддерживала его в трудных ситуациях.
Главные испытания обрушились на Яшина в последние годы жизни. Хроническая болезнь сосудов привела к гангрене, и футболисту, который в тот момент уже стал тренером, ампутировали ногу. Недуги не оставили спортсмена, и 20 марта 1990-го он скончался от рака. В годовщину смерти вспоминаем удивительную и сложную судьбу легендарного вратаря.
ТРИУМФЫ И ПОРАЖЕНИЯ
Лев Иванович появился на свет в Богородском районе Москвы в простой семье слесаря и работницы завода «Красный богатырь». Жили Яшины скромно, но дружно, вместе с многочисленными родственниками. Главной забавой местных детей был футбол, так что первый опыт игры на поле будущий вратарь получил во дворе. Зимой же мальчик занимался прыжками на лыжах с трамплина.
Льву Яшину было 11, когда грянула война. Вместе с родителями его эвакуировали в Ульяновск. Подросток помогал старшим, разгружая эшелоны с авиационным оборудованием, а в 1943-м стал учеником слесаря. Здесь Яшин приобрел пагубную привычку, немало повлиявшую в дальнейшем на его здоровье: начал курить, чтобы не уснуть у станка. Первую награду Лев Иванович получил не за спортивные достижения, а «За доблестный труд в Великой Отечественной войне».
Вернувшись в Москву, юноша продолжил работать на заводе, а по вечерам играл за тушинский «Красный Октябрь». Затем его заметил тренер «Динамо» Аркадий Чернышев и пригласил в молодежную команду. За этот клуб футболист выступал вплоть до окончания карьеры.
«Мне сначала хотелось играть в нападении, так как я любил забивать мячи, но высокий рост и прыгучесть предназначали меня на игру вратарем, — рассказывал Лев Иванович в интервью французской газете. — Уже в первом матче руководители моего клуба навязали мне — и правильно сделали — этот пост».
Помимо футбола, вратаря увлекал хоккей, и в этом виде спорта он добился больших успехов, став обладателем Кубка СССР и кандидатом в сборную. Однако пришло время сконцентрироваться на чем-то одном.
Великолепная пятерка и вратарь: самые завидные женихи российского хоккея
Основным голкипером «Динамо» был «Тигр» Алексей Хомич, но с 1953-го эта позиция на долгие годы перешла к Яшину. Лев Иванович практиковал на поле новаторские методы: отбивал, а не ловил мяч, использовал не только руки, но и ноги. Зачастую такую манеру игры в Спорткомитете СССР называли «цирком», ведь ранее приемлемыми были иные каноны.
Однако результат налицо: не игравший «по старинке» Яшин пять раз привел команду к победе на чемпионатах страны и трижды взял Кубок СССР по футболу. За невероятную гибкость и прыгучесть его прозвали «Черной пантерой» и «Черным пауком». Олимпиада в Мельбурне, Кубок Европы 1960-го — фанаты надолго запомнили триумф вратаря сборной.
Случались у голкипера и досадные поражения. В матче с Колумбией Яшин получил сотрясение мозга, но тренеры все равно отправили именно его защищать честь страны в Чили. В результате — два пропущенных мяча и победа соперников. Проиграла вся команда, однако фанаты сделали крайним вратаря.
В 33 года Лев Иванович буквально стал изгоем, болельщики, недавно носившие футболиста на руках, отвернулись от него. Затравленный, переведенный в «дубль», опозоренный — голкипер тяжело переживал случившееся. На какое-то время он даже уехал в деревню, где рыбачил и охотился, решив завязать со спортом. Но можно ли отказаться от своей главной страсти?
Тарасов, Жук, Кныш – тренеры, пережившие травлю и увольнение
Спустя год произошло триумфальное возвращение Яшина: в «Матче столетия» он не пропустил ни одного мяча. Французский еженедельник вручил вратарю «Золотой мяч» — приз лучшему футболисту Европы. К слову, в талантах голкипера иностранные соперники не сомневались: его авторитет признавал и Эйсебио, и Бобби Чарльтон, и сам Пеле.
Прощальный матч легендарного вратаря состоялся 27 мая 1971-го на глазах 130 тысяч зрителей. На поле столкнулись сборная «Динамо» и команда мировых звезд футбола. По слухам, покидая игру, Яшин символично передал перчатки своему преемнику Владимиру Пильгую, однако последний опроверг эту информацию: слишком уж разными были размеры рук спортсменов.
ВЕЧНАЯ ЛЮБОВЬ
Главную женщину своей жизни Лев Иванович встретил в молодости на танцплощадке в Тушино. Валентина не сразу прониклась симпатией к парню, показавшемуся ей неуклюжим, и весь вечер вальсировала с другим. Яшин не сдался и вызвался проводить недоступную девушку до дома.
Обаятельный, но скромный и сдержанный, футболист покорил сердце избранницы. Он был настроен серьезно и хотел жениться, а вот пассия с замужеством не спешила, считая, что еще слишком молода: ей только исполнилось 20. Спустя четыре года вратарь, наконец, пришел с возлюбленной в загс, однако бракосочетание едва не сорвалось — Валентина хотела оставить девичью фамилию, что сильно задело Яшина. К счастью, пару помирили друзья, и свадьба состоялась.
Смерть на льду: трагическая история любви Сергея Гринькова и Екатерины Гордеевой
На следующий же день после росписи вратарь умчался на сборы, оставив молодую жену на два месяца. Валентина все понимала и мирилась с занятостью супруга, защищавшего честь страны. Она часто посещала матчи «Динамо» и знала: Лев Иванович безумно волнуется, но ее присутствие придает ему сил.
«Живу я в центре Москвы. Очень удобно. У меня комфортабельная квартира из двух комнат, с кухней, ванной. Очень люблю жизнь за городом — с ее тишиной и спокойствием. Обожаю рыбную ловлю. Нет ничего лучше для спортсмена», — рассказывал Яшин о жизни вне поля.
У супругов родились две дочки, Ирина и Елена, и при любой удобной возможности Яшин садился за руль своей голубой «Волги» и вез семью отдыхать на дачу. Для счастья футболисту нужно было немного, главное, чтобы близкие оставались рядом. Он был безумно популярен, но будто делал вид, что не знает об этом, никогда не кичился спортивными достижениями, не подхватил «звездную болезнь».
«Если бы «Реал» предложил 100 тысяч, чтобы играть в Испании, я без колебаний отказался бы, так как не представляю себе жизни где-либо, кроме России. Я люблю путешествовать, но всегда испытываю огромную радость, когда возвращаюсь в лоно своей семьи, в круг друзей, в свою страну. Я жалею тех футболистов, которые из-за заработка вынуждены играть в иностранных клубах», — откровенничал Яшин.
За 35 лет семейной жизни Лев Иванович почти никогда не ссорился с женой, а если конфликты и происходили — первым делал шаг к примирению. Футболисту откровенно завидовали: успех в карьере, счастливый брак, чудесные дети. Жаль, идиллия не бывает вечной…
ТЯЖЕЛЫЕ ИСПЫТАНИЯ
«Когда я перестану играть, то, несомненно, стану тренером: меня всегда привлекала педагогическая деятельность. Обучая ребят, я буду продолжать служить делу футбола, спорта. Вот уже два года, как я учусь в Московском институте физкультуры на тренерских курсах», — рассуждал Яшин в 31 год.
Планы действительно осуществились, и в 1971-м Лев Иванович стал тренировать «Динамо». Нельзя сказать, что на этом поприще вратарь добился колоссальных успехов, но в воспитание учеников он вкладывал много сил. Тяжелым ударом для Яшина оказалась трагедия с нападающим Анатолием Кожемякиным. Мало того, что в команде давно поговаривали о проблемах форварда с алкоголем, так в октябре 1974-го после очередной попойки он угодил в неприятную ситуацию, застряв в лифте с товарищем. Все бы ничего, но парни решили самостоятельно выбраться из замкнутого пространства. Друг Кожемякина успел пролезть в раздвинутые двери, а вот сам футболист смог высунуться оттуда лишь наполовину, когда подъемник резко тронулся…
Вспыхнули и сгорели: 10 звезд большого спорта, скончавшихся слишком рано
После смерти Анатолия Яшин перешел на должность замначальника отдела футбола и хоккея ЦС «Динамо», а затем стал заместителем председателя Федерации футбола СССР. С середины 80-х он вновь вернулся к работе тренера, занимаясь подготовкой второй сборной Советского Союза и детских команд.
Неожиданно о себе дали знать последствия избыточного курения: из-за хронического заболевания сосудов, поражающего преимущественно артерии конечностей, у Яшина началась гангрена. Голкиперу ампутировали левую ногу, и только поддержка любимой жены помогла ему примириться с недугом. В 1989-м во время визита сборной ветеранов в Израиль Льву Ивановичу бесплатно сделали качественный протез.
Ампутация ног и репетиции в инвалидном кресле: испытания Вячеслава Невинного
Проблемы футболиста со здоровьем не закончились на потере ноги: у него диагностировали рак желудка. За жизнь знаменитого вратаря боролись лучшие врачи, молились семья и поклонники, однако он сгорел словно спичка. 18 марта 1990-го Яшину присвоили звание Героя Социалистического Труда, но он пробыл в этом статусе всего два дня.
Льва Ивановича нет уже 30 лет, а его помнят и чтят футбольные фанаты по всему миру. О единственном голкипере в истории, получившем «Золотой мяч», снимают фильмы и пишут стихи, в его честь называют улицы и спортивные награды. Но бронзовые памятники меркнут в сравнении с простым человеческим признанием. Валентина Яшина до сих пор сохраняет в доме ту же обстановку, что была при муже. Жалеет она лишь об одном: супруг не дожил до того дня, когда его назвали лучшим вратарем 20-го века.
По материалам Sports.ru.
Фото: Jean-Yves Ruszniewski, Universal, PA Images/Getty Images, В.Шандрин/ТАСС, Игорь Уткин/РИА Новости, личный архив, кадр из фильма «Лев Яшин. Вратарь моей мечты»