Эмилия Фридман-Вишневская о fashion-кластере и перспективах моды
Эмилия Фридман-Вишневская рассказала о преимуществах fashion-кластера и перспективах сферы моды и дизайна в России в том случае, если такие творческие объединения удастся масштабировать в десятки раз.
- Эмилия, что из себя представляет кластер, и в чем его преимущества перед моно-брендовыми бутиками?
- Фэшн-кластер – это творческое пространство, объединяющее на своей территории перспективные молодые бренды. Его деятельность выстроена таким образом, чтобы максимально сконцентрировать внимание дизайнеров на креативе без ущерба для экономики как участников кластера, так и проекта в целом.
Моно-бренды вынуждены нести бремя забот не только о своей уникальности и творческой составляющей, но и о всех сопутствующих обязанностях любого бизнеса. В кластере эти обязанности передаются в руки компетентных специалистов.
Ведение бухгалтерии, консультирование по экономическим, юридическим и маркетинговым вопросам, коммунальные платежи, охрана и прочее является обязанностью организатора. Резиденты кластера получают профессиональное сопровождение бизнеса, что позволяет им основное внимание уделять созданию уникальных коллекций.
Необходимость таких проектов бренд EMIVI ощутил на себе, в одиночку развиваться намного сложнее. Первый опыт запуска кластера увенчался успехом, приобретя в процессе работы над ним необходимый опыт, хочется продолжить это направление.
- В чем главный смысл развития кластеров?
- Идея фэшн-кластеров заключается в продвижении индивидуального стиля, отхода от масштабных производств, работающих по принципу конвейера, при котором снижается качество продукции, теряется гибкость и ориентированность на потребности покупателей.
Будущее мира моды и дизайна за малыми предприятиями, выпускающими небольшие авторские коллекции. Когда таких предприятий будет в десятки-сотни раз больше, чем сегодня, они смогут конкурировать с безликими гигантам вроде ZARA и H&M.
О создании креативных бизнес-инкубаторов в последние годы говорят представители власти, осознавая большие экономические перспективы отрасли, которая сегодня превышает 2% мирового ВВП и в ближайшее время может достичь 4,5%.
- Значит, чем больше откроется кластеров, тем интенсивнее будет развиваться экономика этой отрасли?
- Совершенно верно, но это далеко не весь потенциал проектов такого формата. Масштабирование фэшн-кластеров, помимо экономической эффективности, имеет множество других преимуществ, в том числе социальное. Начинающие дизайнеры, 70% которых не в состоянии самостоятельно в срок выйти на самоокупаемость, получают здесь поддержку и возможность эффективного развития.
Мы планируем широко популяризировать направление дизайнерской одежды: открыть свой журнал о дизайне и моде, устраивать собственные недели мод, выставки и фэшн-мероприятия для привлечения внимания к брендам со стороны покупателей и инвесторов. Как правило, такие события проходят с участием медийных персон и максимальным освещением со стороны СМИ.
Есть желание еще больше сделать проект социальным. С этой целью будут проводиться кастинги и отбор наиболее талантливых начинающих дизайнеров с намерением их продвижения и финансирования. Мы готовы выступать инвесторами для поддержки молодых талантов.
- Какие еще выгоды можно получить от кластера большого формата?
- Масштабирование кластера во многом развязывает руки и организаторам, и его участникам. К примеру, появляется возможность решить проблему отсутствия качественных материалов путем открытия галереи тканей, в которой могут осуществлять закупку как дизайнеры, так и частные лица, желающие заказать в ателье индивидуальный пошив.
Речь идет о тканях топовых производителей Италии и Франции, с которыми уже есть договоренности, а открытие галереи позволит увеличить объем поставок и сделать цены ниже. Производители тканей и фурнитуры тоже заинтересованы в сотрудничестве с талантливыми молодыми дизайнерами, так как это способствует продвижению их продукции.
С увеличением числа резидентов кластера становится возможным создание тематических зон, посвященных обуви, одежде, аксессуарам и украшениям, бьюти-индустрии. Внутри таких зон есть возможность не только производства товаров и услуг, но и открытие обучающих курсов, школ.
Этому будет способствовать собственный производственный цех с профессиональными швеями, конструкторами и закройщиками. Таким образом, кластер открывает путь не только начинающим профессионалам, но и тем, кто только хочет войти в эту сферу.
Имея широкую аудиторию и вовлеченность дизайнеров, покупателей и инвесторов, станет более возможным продвижение в законодательстве комплекса налоговых и финансовых преференций для предприятий легкой промышленности и индустрии моды. Именно грамотная налоговая политика в свое время привела к расцвету текстильных предприятий в Италии.
Развитие дизайна и моды не ограничивается благосостоянием отдельно взятых компаний, положительные влияния этого ощущаются на всех уровнях, вплоть до государства. Во всех развитых странах мода и дизайн, наряду с достижениями кинематографа, ученых, художников и музыкантов, являются визитной карточкой страны и инструментом создания позитивного ее образа в глазах мирового сообщества.
Источник