«Злой гений» из фильмов: как Сергей Мавроди построил себе пирамиду
© Игорь Ставцев/Коллаж/Ridus
Создатель первой финансовой пирамиды в России Сергей Мавроди скоропостижно скончался 26 марта в возрасте 62 года. Человек, портреты которого печатались на «билетах» его компании МММ в точности как портреты Ленина на советских рублях и американских президентов на долларах США, стал одним из символов постсоветской России, хотя и символом со знаком «минус». От его деятельности пострадали миллионы россиян, неискушенных в финансовых вопросах и с готовностью ставших материалом для мошеннической схемы.
Схему пирамиды впоследствии использовали многие нечистоплотные предприниматели, но у Мавроди навсегда останутся лавры первопроходца в этом сомнительном с точки зрения закона предприятии. Как египетские пирамиды на тысячелетия стали памятником фараонам, так и Сергей Мавроди увековечил сове имя собственной «пирамидой».
В мутной воде 1990-х он ощущал себя как рыба. Эта «рыба» очень отличалась от прочих «акул» тогдашнего российского бизнеса хотят бы тем, что Мавроди был математиком по образованию (как и Борис Березовский), в то время как множество его «коллег по классу» с трудом закончили среднюю школу.
Под сенью пирамид
Это был довольно странный человек, не похожий на большинство российских бизнесменов того времени, вспоминает один из бизнесменов 90-х, которому довелось пересекаться с Мавроди по делам бизнеса. Начинал он так же, как и многие, с продажи компьютеров и оргтехники, но уже тогда у него в голове роились мысли о делах совершенно другого уровня и масштаба.
«Со временем он начал чем-то напоминать „злого гения“ из голливудских фильмов. Он умел фантастически просчитывать сложные математические схемы и прекрасно разбирался в психологии людских масс. Гениальности Сергей Пантелеевич явно был не лишен», — рассказал он «Ридусу» на условиях анонимности.
Впрочем, добавляет он, как и многие бизнесмены, Мавроди был полностью лишен какого-либо сострадания к окружающим, но — парадокс — был достаточно честен с партнерами, насколько в этой среде вообще применимо понятие «честность»: накануне закрытия пунктов продажи билетов МММ, он предупредил многих из них о том, что «двери закрываются».
Среди множества денежных суррогатов начала 1990-х такие «билеты» не казались чем-то из ряда вон выходящим«Не исключаю, что его „честность“ была продиктована чувством самосохранения — ведь деньги ему несли не только простые „экскаваторщики“, — говорит собеседник „Ридуса“. В 90-е в случае любого крупного „кидка“ его бы не спасла ни какая охрана. Но факт, между тем, остается фактом».
Этим людям было дано очень маленькое временное окно для выхода в кэш, ведь у многих бумаги МММ хранились чемоданами. Но условием было — последующий полный разрыв партнерских отношений.
«Насколько я помню, вера людей в нерушимость пирамиды, подхлестываемая чувством жадности, была настолько сильна, что этой последней (а она действительно была последней) возможностью воспользовались немногие», — вспоминает собеседник «Ридуса».
Нечего на МММ пенять
Хотя Сергей Мавроди был, без всякого сомнения, авантюрист, но пострадавшим от его предприятия очень не помешало бы в первую очередь посмотреть на самих себя, полагает управляющий директор инвесткомпании «Московские партнеры» Евгений Коган.
«Давайте не будем переводить стрелки на одного только Мавроди. Разве ему удалось бы построить пирамиду из десятков миллионов участников, если бы жители страны добровольно не включились в ее строительство? Но в стране, 90 процентов населения которой крайне безграмотны, ему просто было исключительно просто реализовывать подобные схему», — сказал «Ридусу» Коган.
В героях рекламных роликов МММ многие россияне хорошо узнавали себяКонечно, в годы, когда СССР уже закончился, а Россия еще полностью не оформилась как государственное образование, Мавроди помогло и то, что его действия чисто формально не подпадали под какие-то законы или статьи УК. То есть даже понимая, что МММ — предприятие мошенническое, правоохранители не могли схватить владельца трех бабочек за руку: «пришить» тому до поры до времени было просто нечего.
МММ преподала россиянам такой урок, который не стоит забывать и сегодня, убежден Коган.
«В нынешних законах тоже всегда можно найти какие-то лазейки, чтобы мошенники могли попытаться сравнительно честно отнять деньги у населения. Урок, который надо извлечь из истории Мавроди, состоит в том, что пока человек надеется, что кто-то будет решать его экономические и социальные проблемы за него — Бог, царь или герой — такой человек будет оставаться лакомым кусочком для мошенников финансовых, политических и любых других», — убежден эксперт.